Методы и приёмы организации деятельности учащихся при подготовке к ГИА по русскому языку в 2012 – 2013 уч. г.

05 Мар 2014 по Н. Д. Киосе Оставить ответ »
Отчёт по методической теме
учителя русского языка Скрябиной Л. М.

Цель: 1.Грамотно спланировать подготовку учащихся, используя разные методы и приёмы.

2. Повторить публицистический, научно – популярные стили, их особенности, лексику.

Задачи: 1.Изучить структуру и содержание ГИА.

2. Методы и приёмы организации деятельности учащихся при подготовке к ГИА по русскому языку.

Попробуем посмотреть на ГИА по русскому языку позитивно, разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен, и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:

1. Лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

2.Языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;

3.Коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Структура и содержание ГИА по русскому языку осталась неизменной:

Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному публицистическому тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства).

Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

Методы и приемы подготовки к ГИА

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА(сжатое изложение, тест, сочинение – рассуждение) , что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Видимо, необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. В перспективе, оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.

Знакомлю девятиклассников с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, поможет объективно оценивать собственную работу.

В процессе подготовки предлагала учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году на пробных экзаменах, ( допущенные ошибки были вынесены на поля, но в тексте не помечены). В ходе работы возникало понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста. Изучили приёмы сжатия исходного текста:

I. Содержательные приёмы компрессии текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную; исключение несущественной и второстепенной информации (подробностей, деталей, уточнения, пояснений);

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

II. Языковые приёмы компрессии исходного текста.

1. Замена:

а) замена однородных членов обобщающим наименованием;

б) замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

в) замена предложения или его части указательным местоимением;

г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

д) замена сложноподчинённого предложения простым.

2. Исключения:

а) исключение повторов;

б) исключение фрагмента предложения;

в) исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияние (конструирование синонимичных синтаксических конструкций).

Выяснили, что исходные тексты могут быть публицистического или научно – популярного стиля, т.к. их легче сокращать.

Чтобы помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к ГИА, надо готовиться постепенно, в процессе занятий в классе и дома, выполняя упражнения.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы применялись такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Продолжили подготовку к выполнению тестовых заданий, повторили понятие о сочинении – рассуждении, теме, идее, проблеме. Дали понятие позиции автора, собственной позиции, аргументов. Рассматривали композицию сочинения ( тезис, аргумент, вывод), научились оформлять вступление, заключение, анализировать сочинение, классифицировать речевые и грамматические ошибки, корректировать текст.

 

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Вы должны войти на сайт чтобы оставить комментарий.