Конспект урока литературы в 10 классе по роману И.С Тургенева « Отцы и дети».

20 Янв 2015 по Н. Д. Киосе Оставить ответ »

Тема :  Итоговый урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Образ Базарова.   ( 2 часа).

учитель Савчук А.А.

Цель:

Обобщить , углубить, систематизировать материал об образе Базарова.

Задачи:

1)проверить знания материала и усвоения романа.

2)познакомить с разными точками зрения критиков – современников И.С.Тургенева         ( Писаревым Д.И., Страховым Н.Н. и их статьями о романе Тургенева).

3)работа над формированием связной речи.

Оборудование : стенд – выставка с иллюстрациями к роману. Класс представляет собой зал заседания суда. Есть трибуна, стол судьи , мантия  и др.атрибуты судебного заседания.

Ход урока

Эпиграф урока:   (на доске)

Умереть так, как умер Базаров-все равно, что сделать великий подвиг…

Д.И.Писарев  («Базаров» 1862г.)

Учитель: – Здравствуйте, дети! Как мы с вами и договаривались, сегодня у нас будет необычный урок. Сегодня мы будем участниками суда над Евгением Васильевичем Базаровым.

Итак,  все готовы?  Приступим!  Выберем присяжных.  Учащиеся , выступающие с речью, выходят с текстом романа, зачитывают цитаты из произведения.

Присяжные: 6 человек. ( выбираем из присутствующих в  классе на уроке )

Секретарь:  (ученица 10 кл. Пушкарева Юлия ) –  Встать! Суд идет. Прошу садиться. Слушается дело по обвинению Евгения Васильевича, главного героя романа И. С Тургенева «Отцы и дети». Базаров, у вас есть отвод по составу суда?

Базаров: ( ученик 10 кл. Катаев Александр ) – Не имею .

Секретарь: -В судебном процессе принимает участие адвокат Абрамова Юлия Сергеевна.

Судья:  (Киосе Оксана ) – Слушается дело гражданина Базарова Евгения Васильевича , русского, демократа, разночинца, который обвиняется в следующем:

- герой романа отрицает эстетическое отношение к природе, признавая лишь утилитарный подход к ней;

- отрицает поэзию, не признает искусства;

- резок со своими родителями;

- груб в суждении о женщине;

- считает главным делом жизни расчистить , а строить должны другие.

Подсудимый Базаров, встаньте!

Вам понятны выдвинутые против вас обвинения?

Базаров: Понятны.

Судья: Итак, суд приступает к слушанию дела. Обвинитель, Оксана Афанасьевна, суд предоставляет Вам слово для зачтения заявления.

Обвинитель: (Марина Долгих) – Граждане судьи!

Я имею намерение говорить от имени моего поколения. Я моложе Вас, Евгений Васильевич , на сто с лишним лет. Я склоняю голову перед вашим бунтующим сердцем, перед Вашей гордостью, перед Вашей неповторимой твердостью.

Перечитав самые сильные страницы тургеневской книги, я задумался о «жизни бесконечной», о влиянии природы. Посмотрите в окно, Евгений Васильевич, природа дышит предчувствием неповторимой красоты, благозвучия и гармонии. Вас это коробит? Но помните, даже Вы горевали в березовой роще, даже Вы держали в руках красные розы!!! Помните?

Вы знаете, мой современник сурово поспорит с Вами на счет этого. Для Вас природа – только мастерская. Мы с этим тоже согласны. А посмотрели бы Вы , какой стала эта мастерская! Она служит человеку, подчиняется ему полностью. А на радость людям благоухают рукотворные сады, зеленеют загородные рощи, и люди наслаждаются природой. И это вдохновляет моих современников на красивые поступки, добрые дела.

Помните, Евгений Васильевич, Вы как-то согрешили против своих убеждений, не устояв перед чарами Анны Сергеевны Одинцовой. Беда Ваша в том, что в женщине Вы не видите человека, равного себе. В наше же время женщина имеет равные права с мужчинами. Женщины управляю корпорациями, городами, странами. Женщины могут все, все то, что могут мужчины.

Граждане судьи! Евгений Васильевич  утверждает, что его дело «разрушить», а строить будут другие.

Мы  «люди» 21 века  с этим не согласны. Мы утверждаем: «Только строить! Делать!»

Вы – современник Чернышевского и Добролюбова, были «революционером до конца ногтей». Вот в этом мы с вами близки. За последние сто лет их произошло много. Мы знаем о том, что можем изменить будущее. Евгений Васильевич, скажу вам о стихах, позвольте, вспомнить маленький факт из Вашей биографии.

Была весна. Вы ехали в гости к  Кирсановым.  Николай Петрович, расчувствовавшийся, вспомнил чудесные строчки из «Онегина». Вы прервали его, попросив Аркадия прислать спички. Вы отрицаете Пушкина, поэзию. Наше поколение с Вами не согласны. «Солнце нашей поэзии» знает весь мир. «Народная тропа» к Пушкину не зарастает. В день рождения поэта эта тропа будет усыпана цветами. И будет звучать музыка. Вы будете возмущаться?

Нет, спички Вы не попросите в этот раз. Вам их никто не подаст. Не услышат Вашей просьбы, так как мои современники не представляют свою жизнь без музыки.

Да, Евгений Васильевич, мы обвиняем вас, мы осуждаем Вас за такие взгляды на жизнь!

Судья: – Суд приступает к опросу свидетелей. Секретарь, пригласите свидетеля Кирсанова Николая Петровича.  (Входит Кирсанов Н.П)

Кирсанов Н.П. ( ученик 10 кл.  Сутырин Андрей)  -С Евгением Васильевичем Базаровым я познакомился 20 мая 1859 года. В этот день Евгений Васильевич  приехал с Аркадием в наше именье. Я надеялся, что они отдохнут у нас от столичной жизни, но молодой человек привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился, проводил «физические и химические опыты».

Я люблю молодое поколение, стараюсь быть с ними. Вы ведь граждане судьи, вероятно, знаете, что я три года прожил с Аркадием в Петербурге, когда тот учился в университете, старался заводить знакомства с молодыми товарищами сына. Там, в Марьине, я хотел сблизиться  с Евгением Васильевичем, но этого, к сожалению, не произошло. Но я не корю молодое поколение, это, вероятно ,удел отцов во все времена. Я признаю преимущества молодого поколения, закономерность расхождения отцов и детей.

Я вспоминаю свою молодость. Однажды с покойницей матушкой поссорился: она кричала, ни хотела меня слушать… Я, наконец, сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы ,мол , принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумать не мог: что мне делать? Пилюля горькая – а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю.

И все-таки не понимаю Базарова и часто сомневаюсь в пользе его влияния на Аркадия.

Вы, вероятно ,помните, граждане судьи, как высмеивал он меня за то, что я вздумал на старости лет играть на виолончели, а ведь сам Иван Сергеевич подчеркивал прелесть музыки.

Он писал в романе: «Медом разливалась по воздуху сладостная мелодия».

А отвергать поэзию? не сочувствовать художеству, природе? Как же можно?! Вспомните пейзаж, который рисует Иван Сергеевич, он исполнен лиризма и поэзии, он говорит о красоте, о тихой прелести русской природы. Все кажется прекрасным: и дальняя осиновая роща и неподвижные поля, и бледно-голубое небо!

Как же можешь ты, Евгений Васильевич, не чувствовать красоты и обаяния природы? Осуждаю за это тебя, да-с осуждаю.

Судья: – Подсудимый, вы признаете обвинения, выдвинутые против Вас свидетелем Кирсановым Н.П?

Базаров: – Да, я утверждаю, что природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник. Я смотрю на природу по-своему, как ученый-естествоиспытатель. И противопоставляю вашему восторженному содержанию необходимость ее изучения. А что касается всех этих стишков, да и Пушкина – все это ерунда чистейшая. Порядочный человек должен делом заниматься.

Судья: – Есть ли у кого вопросы к свидетелю?

Адвокат:-   В чем Вы, Николай Петрович, видите смысл своей жизни?

Обвинитель:  - Граждане судья, я протестую! Мы судим Базарова, а не Николая Петровича.

Судья: Протест принят, вопрос снимаю. Пригласите свидетеля Кирсанова Павла Петровича.

Кирсанов П.П (ученик 10 кл. Тетерин Александр) – Всю мою жизнь я укреплял устои государства, а тут  вдруг является какой-то  демократишко и объявляет, что нынешнее время полезнее всего отрицать, и он отрицает. Но что? Господа судьи! Не только искусство… но и… страшно вымолвить.

Господин нигилист утверждает, что он любит народ, но я утверждаю, что он не знает русского народа.

Я знаю своих крепостных, в основном невежественные, темные люди. Но я ценю их за религиозность, патриархальность, приверженность к стране. На страницах романа нам приходилось неоднократно сталкиваться.

Судья: Спасибо. Пригласите Кирсанова Аркадия.

Аркадий: ( ученик 10 кл. Светлаков  Александр) –  С Евгением Базаровым мы познакомились в Петербурге, в студенческой среде. Главный его предмет – естественные науки. Да он все знает. В нашей студенческой среде он пользовался уважением, за его известность на медицинском поприще, а за его демократические разночинские взгляды. Дворянство и офицерский чин не вызывали у Базарова ни малейшего уважения. Мой учитель относился ко всему с критической точки зрения. Это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип. Эти взгляды и мысли принадлежат моему другу и учителю. Я торжествовал, когда Евгений Базаров дал согласие посетить наше имение. Когда не сошлись во взглядах Евгений Базаров и Павел Петрович я был на стороне моего учителя, я тоже нигилист. Я считаю, что надо сначала расчистить, перевернуть общественное мнение. Нас не могут понять наши отцы. Но что делать, это учесть поколения отцов. Я и папаше его говорил, что Евгений Базаров один из самых замечательных людей , с которыми я когда либо встречался. Я уверен, что моего друга ждет великое будущее, что он еще прославит свою фамилию. Я уверен был в этом, с первой нашей встречи. Какой это человек бескорыстный, честный. Нужно устроить жизнь так, чтобы каждое мгновение в нем было значительно. Я вижу будущее России: она тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика, будет такое же помещение как белая изба старосты Филиппа.

Судья: – Есть ли у кого вопросы к свидетелю?

Адвокат:  - Вы утверждаете, что являетесь учеником и последователем Базарова, а как вы объясните что в именье вы «сибаритствовали, а Базаров работал?»

Аркадий не отвечает.

Судья: -Подсудимый, у вас есть, что сказать, по поводу заявления свидетеля Аркадия Кирсанова?

Базаров: Да, Аркадий, для нашей терпкой, бобыльной  жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость задор, для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – уж воображаете себя молодцами, – а мы драться не хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, тын  не- вольно любуешься сбою, тебе приятно самого себя бранить, а нам то скучно – нам других подавай!

Нам других ломать надо!

Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барыч…

Судья: – Секретарь , пригласите свидетельницу Одинцову А.С.(ученица 10 кл. Вера Сырвачева).

Одинцова:  ( Вера Сырвачева ) – Господа судьи!

Моя первая встреча с Евгением Базаровым произошла на балу у губернатора. Ко мне подошел человек и назвал себя Аркадий Кирсанов. Мы очень приятно разговорились. Я спросила Аркадия, кто это и он ответил, что это его друг Базаров. Аркадий стал восхищаться своим другом, и мне захотелось немедленно с ним познакомиться. Я пригласила друзей к себе в деревню, где они незаметно провели 15 дней. Базаров много говорил со мной, спорил, высказывался, раздражался, когда я с ним в чем-то была не согласна, и , наконец ,он привязался ко мне какой-то мучительной страстью. В его рассуждениях о любви я поняла, что ее совсем не существует. Отношения наши кончаются тем, что я взываю о счастье, о любви и можно сказать вытаскиваю у него признание в любви. Во время нашего объяснения меня покорила его суровая прямота, четность, отсутствие рисовки. Откровенно, без обиняков назвал он меня тогда аристократкой, осудил меня за то, что ему чуждо. Из его слов я заключила, что этот человек, как бы ни любил, не пожертвует во имя любви своим уважением.

Возможно, это и отпугнуло меня. После этой сцены отношения между нами становятся, более холодными. Еще до смерти, Базаров хотел повидаться со мной, я не смогла отказать и приехала в его деревню. Он разговаривал со мной спокойно и ласково, не скрывал легкого оттенка грусти и попросил последнего прощального поцелуя.

Ну вот и все, что я смогу сказать вам господа судьи о Базарове.

Судья: – Есть ли у кого вопросы?

Адвокат: – Почему вы, Анна Сергеевна,  вынудили Базарова признаваться в любви: вы были увлечены им, или вам хотелось у своих ног такого человека, как Базаров? (Анна Сергеевна не отвечает.)  Пригласите свидетелей. (  Поднимаются несколько учеников из 10 кл.)

Ситников Виктор Николаевич ( Кирилл  Бяков)  - Господа судьи! Я старинный знакомый Евгения Васильевича, и я могу сказать – его ученика. Я ему обязан моим перерождением…

Да знаете ли вы, кем был для нас Евгений Васильевич в студенческой среде? В Петербурге? Это идеал, кумир! Поверите ли, что, когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой  восторг…словно прозрел! «Вот- подумал я,- «наконец» нашел я человека». Я последователь Базарова и нигилист, я отрицаю все старые нравственные формы и с восторгом следую новой моде. Да, я люблю комфорт жизни. Это не мешает мне быть либералом. Евгений Васильевич отрицает женщин, я согласен с ним. Что с них взять? Ничего вы с ними не сделаете. Их следует презирать, и я их пре зираю, вполне и совершенно! Ни одна из них не стоит того, чтобы мы, серьезные мужчины, говорили о ней.

Долой авторитеты! Долой Маколая! Вы заступаетесь за этих  бабенок?

Долой! Да, я все отрицаю!

Дуня: (Кристина Дьячок ) – Я выступаю от имени простых людей. Мы от всей души тянулись к Базарову, искали его общества, доверяли ему. «Дворовые» мальчишки бегали за «дохтуром», как собачки, а Петр «ухмылялся и отвечал», как только Базаров обращал на него внимание. Евгений Василевич не искал привязанности и расположения слуг, даже над нами подтрунивал, но мы чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин. Все слуги в доме Кирсановых и дворовые ребятишки, и Фенечка – все мы видели в Базарове «своего», такого же простого, как мы,  человека, поэтому мы доверяли ему и симпатизировали. Да и говорил Евгений Васильевич просто,  не как наш барин.

Матушка Базарова: ( Таня Пигалева)  – Мой Енюшка с самого детства он сам всего добивался. Он у нас с отцом никогда не брал лишней копейки. Мы ,знаете ли, люди  небогатые, так, что лишних денег не было. А я ведь знаю, сердце матери подсказывало, не сладко ему приходилось, учиться-то. Но ведь он у нас гордый. Енюшка долго не был в родительском дому, а как приехал,  я вижу, похудел сильно, давай откармливать. Енюшка с отцом часто разговаривали, он все сердился на то, что отец мешал ему работать. Видно занят был мой Енюшка сильно.

Погубила моего Енюшку его доброта. Заразился он тифом. Видели бы вы, как он умирал, до конца держался мальчик мой молодцом. Не боялся смерти. Да разве можно его судить?!

Судья: – Подсудимый , Вам предоставляется заключительное слово в свое оправдание.

Заключительное слово Базарова:

- В сегодняшнем заседании выяснились разные точки зрения. И это не удивительно. Сразу после выхода романа мой образ и принимали, и отвергали.

Вся моя жизнь, была проникнута горячим стремлением бороться во имя изменения общественного строя России. Мой нигилизм, отрицавший авторитеты родился в эпоху ломки общественного сознания. Я его связываю с утверждением материалистического миросозерцания, с развитием науки. У меня было единственное стремление, ничего не брать на веру, все проверять жизнью. Именно поэтому я решил «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины». И конечная цель у меня – принесение возможно большей пользы человечеству. Среди молодёжи демократической распространилось убеждение, что только знание способно вести к истинному прогрессу, что искусство лишь тормозит движение вперед. Вероятно, я заблуждался. Судить вам, живущим в будущем.

Адвокат: – Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», неспособным решить основные проблемы эпохи. Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в медико-хирургической академии в 1855-1895 годах, т.е. был современником Добролюбова, который вышел из стен педагогического института в 1858 году уже вполне сложившимся мыслителем.

Обратим внимание на круг интересов Базарова. « Главный предмет его – естественные науки, – говорит Аркадий.

- Да он все знает».  И в дальнейшем мы убеждаемся в том, как широк  научный кругозор Базарова: он осведомлен в области медицины, химии, физики, ботаники, зоологии.

Увлечение естественными науками – типичная черта культурной жизни России 60-х годов. Вот свидетельство современности: «Первым средством самообразования, для подготовки себя ко всякого рода деятельности и к настоящей полезной общественной жизни считалось тогда изучение естественных наук, на которые смотрели как на необходимый фундамент всех знаний без исключения». Но Базаров, конечно, не только будущий ученый-материалист, но и будущий общественный деятель.

Тургенев не говорит читателю, на каком поприще развернется талант Базарова. Но можно предполагать, что речь о революционной деятельности. Шестидесятники, используя эзопов язык, часто слово «революция» заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, – а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает…». Базаровский нигилизм, отрицавший авторитеты, родился в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического миросозерцания, с развитием науки, в первую очередь естествознания. Плодотворным было стремление ничего на веру, все проверять жизнью. Однако нельзя е заметить, что по своему, как ученый – естествоиспытатель, Базаров глубоко любит природу. Утверждая, что «природа не храм, а мастерская», он противопоставляет восторженному созерцанию необходимость ее изучения. Его интересует редкий экземпляр жука, его радует березовая роща, он говорит любовно: «Акация да сирень – ребята добрые». Стремление перестроить жизнь на разумных началах сказалось и в отношении нигилиста Базарова к миру природы.

Размышляя о том, в чем прав и в чем не прав герой романа с нашей точки зрения, следует помнить, что писатель – реалист показал нам живой, ищущий ум, враждебный всяким догмам, проверяющий свои взгляды жизнью. А взгляды эти формировались в одну из сложнейших эпох, когда передовые люди страны мучительно искали теорию, способную объяснить мир и содействовать его изменению. Ломались старые представления; не сразу, нелегко складывались новые.

В России в это время выросло целое поколение демократов-разночинцев, сподвижников Чернышевского, Добролюбова, Писарева. А кто сподвижник Базарова?

В романе Аркадий – лучший из «учеников» Базарова. Другие его «последователи» изображены сатирически. Подобно тому, как Репетиров опошлял идее декабристов, Ситников и Кукшина опошляют шестидесятников. Они видят в нигилизме только одно – отрицание всех старых норм и с восторгом следуют этой новой «моде».

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная, глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми.

Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по- новому почувствовать природу. Фон, на котором происходит объяснение его с Одинцовой, – поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание. О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его – типичный путь разночинца, труженика. В иных исторических условиях складывались и его взгляды. Годы упорного труда сделали его образованным человеком. Родители Базарова, простые и добрые люди, обожающие своего сына, казалось бы, немногое могли дать ему для духовного развития. Но, если вдуматься, можно заметить немало драгоценных деталей в тексте романа, позволяющих понять, что Базаров мог воспринять в семье. Отец его – «штаб-лекарь» – служил в Войсках, прославившихся во время отечественной войны 1812 года, он хранит уважительную память об участниках декабрьского восстания, которых знал по службе в южной армии. Это истинный труженик: в своем саду «сам каждое деревце сажал», и ранним утром Аркадий видит его с лопатой в руках. Базаров – старший с застенчивой гордостью говорит, что не без чувственных для себя пожертвований, посадил крестьян на оброк и отдал им свою землю «исполну», – все это меры по тем временам прогрессивные (так поступили и братья Кирсановы).

Мать Базарова – «настоящая русская дворяночка», как говорит с несомненной симпатией Тургенев, «с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не подпускала без подачки и никогда не осуждала, хоть и сплетничала подчас». Любовь Базарова к родителям обычно скрыта под его суровой, подчас напускной сдержанностью.

Базарову материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными.

В сценах объяснения Базарова с Анной Сергеевной покоряют свойственные ему суровая прямота, честность, отсутствие рисовки.

Откровенно, без обиняков называет он ее аристократкой, обсуждает в ней то, что ему чуждо. Из его слов Одинцова могла заключить, что этот человек, как бы он ни любил, не жертвует во имя любви своими убеждениями.

Судья: Есть вопросы к адвокату? Господа присяжные, прошу посовещаться и вынести вердикт по делу Евгения Базарова.

Присяжные. Совещаются недолго. Председатель присяжных  озвучивает решение .

 

Пока присяжные совещаются ,учитель задает вопросы выступавшим и присутствующим на уроке . (НАПРИМЕР,

1.Можно ли избежать разрушительных последствий при переоценке опыта предшествующих поколений новыми поколениями ?

2. А в наше время есть Базаровы ?

3.Вы согласны с мнением Базарова, что «любовь – романтическая белиберда…»?

4. Как вы считаете , поколение 21 века не относится ли потребительски к природе? Не повторяют ли они мысли Базарова: «Природа не храм, а мастерская и, человек в ней работник»?

и т.д.

Вопросы могут возникнуть и у присутствующих, поэтому отвечаем на них , анализируя произведения, слушая мнения  учащихся.

Итог урока .

Учитель:

Итак, у каждого из Вас сложилось свое мнение о главном герое романа Базарове. Каждый дал свою оценку роману  И. С. Тургенева « Отцы и дети». Все свои мысли вы изложите на бумаге , написав сочинение на одну из тем .

  1. « Бунтующее сердце» ( Образ Базарова).
  2. Устарела ли проблема « отцов» и « детей» сегодня ?
  3. «Умереть так, как умер Базаров, все равно ,что сделать великий подвиг ?» Согласен ли я с этим высказыванием Писарева Д.И. ?
  4. Женские образы в романе.
  5. Базаров и родители.

- Спасибо всем участникам нашего урока.  Остались ли у вас какие-  либо, вопросы, сомнения  ?

 

Отметки за урок.

Домашнее задание .

Сочинение по роману .

Реклама

Добавить комментарий

Вы должны войти на сайт чтобы оставить комментарий.