Контрольные измерительные материалы для проведения в 2015 году промежуточной аттестации по курсу «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 10 класс

30 Май 2016 по Н. Д. Киосе Оставить ответ »

Контрольные измерительные материалы

для проведения в 2014-2015 уч. году   промежуточной аттестации в формате ЕГЭ

по курсу «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»  10 класс

Учебник. А.И.Кравченко,  «Обществознание» 10 класс. М.: Русское слово.

Автор: Маркова Нина Анатольевна,

учитель истории и обществознания

 

Пояснительная записка

Аттестационный материал составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), примерной (типовой) учебной программы и авторской программы  Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.. -М.: Русское слово.2013; – Развёрнутого тематического планирования по программе А.И .Кравченко,  Учебник. А. И. Кравченко,  «Обществознание» 10 класс. М.: Русское слово.2013;    Задачник по обществознанию для 10-11 класса, Кравченко А. И.: учебное пособие -М. Русское слово.2009; Хрестоматия по обществознанию для 10-11 класса, Кравченко А. И: учебное пособие -М. Русское слово.2010

Промежуточная аттестация за курс 10 класса проводится с целью выявления уровня

Владение фактами:

  • установление причин фактов
  • установление взаимосвязей между фактами
  • отличие основных фактов и фактов второстепенных

Владение проблематикой:

  • формулирование проблем по теме
  • умение отыскать возможные пути решения проблемы

Владение понятиями:

  • раскрытие содержания понятий
  • установление взаимосвязей между понятиями
  • практическое применение понятий

Владение правилами и приемами:

  • формулирование правил, требований, приемов
  • раскрытие содержания правил, требований, приемов
  • характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов

Проверка навыков:

  • моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
  • выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
  • самоанализ результатов выполнения подобных действий

по разделам: «Эволюционный  базис  человечества», «Цивилизация и культура», «Системное  строение общества. Общественный прогресс», « Социальные группы в прошлом  и сегодня»,  «Социализация», «Социальная стратификация и мобильность», «  Общественные отношения и социальное  поведение», «Личность и ее духовная  сфера»

 

Инструкция по выполнению работы.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 36 заданий.

Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

Часть 1.

 

Ответами к заданиям 1–19  являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание).

 

1

Для обозначения совокупности взглядов человека на мир и своё место в мире используют термин

1)  потребность

2)  мышление

3)  истина

4)  мировоззрение

Ответ:

 

 

2

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

1)  теоретически обоснованное знание

2)  исчерпывающее знание о предмете

3)  вывод, подтверждённый историческим опытом

4)  знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

Ответ:

 

 

3

Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры. Б. Произведения массовой культуры являются стандартизированными объектами массового потребления.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

Ответ:

 

 

4

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2)  Большинство населения занято в сфере услуг.

3)  Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4)  Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5)  Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.   6)  Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

Ответ: ___

 

5

Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальная роль определяет модель поведения человека в той или иной ситуации.

Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.

1)         Верно только А

2)         Верно только Б

3)         Верны оба суждения

4)         Оба суждения неверны

Ответ:

 

 

6

Под культурой в наиболее общем смысле понимается

 

1)         Уровень воспитанности

2)         Вся преобразовательная деятельность человека

3)         Производство материальных ценностей

4)         Художественное творчество

Ответ:

 

 

7

Верны ли следующие суждения о последствиях глобализации?

А. Глобализация приводит к навязыванию определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

Б. Глобализация способствует концентрации усилий на разработку новых передовых технологий.

 

1)         Верно только А

2)         Верно только Б

3)         Верны оба суждения

4)         Оба суждения неверны

Ответ:

 

 

8

К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1) размер дохода

2) форма проведения досуга

3) черты характера

4) политические убеждения

Ответ:

 

 

 

9

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

Б. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной  и моральной ответственностью.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

Ответ:

 

 

10

Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме.

 

 

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1. Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

 

2. Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

 

3. Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

 

4. Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

 

5. При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

Ответ:

 

 

11

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности; 5) объект деятельности.

Ответ:

 

 

 

12

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.

1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

 

 

13

Прочитайте  приведённый̆ ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой̆ буквой̆.

 

(А) Социализация — это процесс освоения человеком культурных ценностей и социальных норм. (Б) К сожалению, традиционные институты социализации снижают свое значение в современном обществе. (В) Современные школьники, по данным социологов, все больше времени отдают виртуальному общению в социальных сетях. (Г) Исследования показывают, что растет число тех, кто испытывает затруднения в налаживании реальных контактов. (Д) Усилия, направленные на повышение роли семьи и школы как институтов социализации, несомненно, сыграют свою положительную роль.

 

Определите, какие положения текста имеют

 

1. фактический характер

 

2. характер оценочных суждений

 

3. характер теоретических утверждений

 

А Б В Г Д
         

 

 

14

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, общества в целом.  __________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении  с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)  потребность

2)  деятельность

3)  природа

4)  социальный

5)  естественный

6)  подлинный (разумный)

7)  индивидуальность

8)  индивид

9)  идеальный (духовный)

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

 

 

 

15

Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные институты Сферы жизни общества
А) государство 1) социальная
Б) образование 2) политическая
В) наука
Г) полиция
Д) избирательная система

Ответ:

 

 

16

В стране Н развито фабричное производство. Какие другие признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми указаны эти отличительные признаки.

 

1. внедряются компьютерные технологии

 

2. формируется класс промышленных рабочих

 

3. религия оказывает значительное влияние на развитие общества

 

4. существует разделение труда

 

5. ускоренными темпами развивается сельское хозяйство

 

6. происходит концентрация производства

 

К глобальным экологическим проблемам относится:

А) бедность некоторых регионов планеты       Б) угроза ядерной войны

В) сокращение биологических видов

Г) увеличения доли пожилых людей в структуре населения

Ответ:

 

 

17

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Социальные институты и их функции

Социальный институт Функция
________ Установление и поддержание определенной формы политической власти
Семья Воспроизводство членов общества

 

Ответ: _____ ______________

 

 

 

18

Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

 

2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

 

3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

 

4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

 

5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

Ответ:

 

 

19

Установите соответствие между признаками и формами познания.

 

Установите соответствие между признаками и формами познания.

Признаки Формы познания
А) отражение мира в художественных образах 1) наука
Б) выражение и объяснение сущности явлений 2) искусство
В) направленность на удовлетворение потребности человека в прекрасном
Г) обоснованность полученных результатов
Д) достоверность выводов

 

Ответ:

 

 

 

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

Часть 1 Задания 1–3, 5–8, 10–15, 17–19, 22–24 оцениваются 1 баллом. Задания 1–3, 5–8, 10, 11, 13–15, 17–19, 23 считаются выполненным верно, если экзаменуемый записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан. Каждое из заданий 4, 9, 12, 16, 20–27 считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.  Правильное выполнение заданий 4, 9, 16, 20, 21, 25–27 оценивается  2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

ответ ответ
1 4 11 3
2 2 12 23
3 3 13
3 2 1 1 2

 

4 245 14 218549
5 1 15 2112
6 2 16 26
7 3 17 государство_
8 1 18 34
9 3 19 21211
10 25  

 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания

 

20

Культура формирует личности членов общества, тем самым она  в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции… которые служат для управления поведением».

Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт». О том, насколько важна культура для функционирования индивида  и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства  к существованию…

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так  далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд.  Он исследовал конфликт между культурой ( или «цивилизацией»)  и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются…

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг…

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. (Н. Смелзер)

 

21

Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, инструкции… которые служат для управления поведением; 2) ответ на второй вопрос: Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках  
Правильно даны ответы на два вопроса 2
Правильно дан ответ на один любой вопрос 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл

 

2

 

22

Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1) причины по тексту: – небеспредельные биологические возможности человеческого организма; – предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг; – факторы окружающей среды; (Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) причина не по тексту, например: поддержание существующего общественного порядка, следование принятым социальным нормам.

Может быть названа другая причина

 
Правильно названы три причины по тексту и одна причина не по тексту 2
Правильно названы любые две-три причины 1
Правильно названа только одна причина.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл

 

2

 

23

Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы результаты социализации и приведены соответствующие примеры социализирующего воздействия:

1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства);

2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки);

3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика).

Могут быть приведены другие примеры социализирующего воздействия

 
Правильно названы три результата социализации, к каждому приведены соответствующие примеры 3
Правильно названы два-три результата социализации, к двум из них приведены соответствующие примеры 2
Правильно названы один–три результата социализации, к одному из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы)

 

1
Правильно названы только один–три результата социализации.

ИЛИ Приведены только один–три примера.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

 

0
Максимальный балл

3

 

 

 

24

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

 

Баллы
Могут быть приведены такие объяснения:

1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам;

2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека;

3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.

Могут быть приведены другие объяснения

 
Приведены три объяснения 3
Приведены два объяснения 2
Приведено только одно объяснение 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл

3

 

 

25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности.

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)      смысл понятия, например: «изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре общества»;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: «К каналам социальной мобильности относят образование, службу в армии, брак, духовную службу и др.»;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности).

3) одно предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности, например: «Это такое изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса».

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

 

 

26

Назовите любые три разновидности социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примером.

 

В ответе должны содержаться следующие элементы:

1) названы три вида социальных норм, например:

— нормы морали;

— нормы права;

— традиции и обычаи.

2) каждая из норм проиллюстрирована примером, допустим:

— уважение к старшим, забота о младших, честность в отношениях с окружающими как проявления моральных норм:

— примеры нормативно-правовых актов: Конституция РФ, федеральные законодательство (закон «Об образовании в РФ», законы субъектов РФ, указы Президента РФ);

— примеры традиций и обычаев: праздник «последнего звонка» в школе, традиция «проводов зимы».

могут быть указаны другие виды норм и иллюстрации

 

27

В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке

 

1) названы методы научного исследования:

— наблюдение;

— эксперимент;

— системный анализ;

2) указан еще один метод, например: моделирование;

3) указанный метод кратко охарактеризован, например: разработка некоторых схематических представлений, аналогичных реальным процессам и явлениям, для выделения и изучения наиболее существенных свойств и связей.

 

28

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

в) цель;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) трудовая;

б) познавательная;

в) эстетическая и др.

4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

5. Мышление — основа рационального познания.

6. Виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.

29

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1 Философия «Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий» (В.О. Ключевский)
29.2 Экономика «Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его» (Екатерина II Великая)
29.3 Социология, социальная психология «Свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное» (С.Л. Рубенштейн)
29.4 Политология «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (Н. Бердяев)
29.5 Правоведение «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право» (В. Гюго).

 

Таблица перевода баллов ЕГЭ в оценки (пятибальная система) 2015 год Рособрнадзор. http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/ege-gia/ege_perevod_ballov.html#tablica_perevoda_ballov_ege

Предмет/

оценка

5 4 3 2
история От 70 59 – 69 30 – 58 0 – 29
обществознание От 61 48 – 60 34 – 47 0 – 33
Реклама

Добавить комментарий

Вы должны войти на сайт чтобы оставить комментарий.