Контрольные измерительные материалы для проведения в 2014-2015 уч. году промежуточной аттестации по курсу «История России» 10 класс

30 Май 2016 по Н. Д. Киосе Оставить ответ »

Контрольные измерительные материалы

для проведения в 2014-2015 уч. году   промежуточной аттестации

по курсу «История России»  10 класс

Автор: Маркова Нина Анатольевна,

учитель истории и обществознания

 

Учебник под редакцией А. А. Данилова История России  10 класс в 2 ч.

Пояснительная записка

Аттестационный материал составлен на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), примерной (типовой) учебной программы и авторской программы  А. А. Данилова «История»

Промежуточная аттестация за курс 10 класса проводится с целью выявления уровня  знания \понимания

  • Основные факты, процессы и явления, характеризующее целостность и системность отечественной и  всемирной истории
  • Периодизацию отечественной и всемирной истории
  • Современные версии и трактовки важнейших поблеем отечественной и всемирной истории
  • Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе

Умения

  • Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
  • Критически анализировать источник исторической информации
  • Анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах
  • различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения
  • устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно -временные рамки изучаемых явлений и процессов
  • учувствовать в дискуссиях  по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
  • представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, рецензии

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности
  • использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой  извне социальной информации
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

 

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий.

Часть 1 содержит 34 заданий, часть 2 содержит 6 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут).

 

 

Часть1.

Ответом к заданиям 1–21 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

 

А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?

1) XVI в.   2) XVII в.   3) XVIII в.   4) XIX в.

Ответ:

 

 

А2. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в

1) принятии первого свода законов «Русская правда»

2) освобождении Руси от ордынской зависимости

3) создании первого общерусского Судебника

4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель

Ответ:

 

 

А3. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:

1) 1649;                     2) 1645;        3) 1654;                   4) 1613.

Ответ:

 

 

А4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?

1) появление светских учебных заведений

2) введение всеобщего начального образования

3) учреждение женских школ и училищ

4) создание сети университетов в крупных городах

Ответ:

 

 

А5. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

1) Дмитрий Донской;           2) Александр Невский;          3) Иван Калита;

4) Иван III.

Ответ:

 

 

А6. Что из названного произошло в XIX веке?

1) упразднение патриаршества

2) учреждение коллегий

3) провозглашение России империей

4) отмена крепостного права

Ответ:

 

 

А7. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе

1) славянофилы            2) марксисты              3) декабристы           4) народовольцы

Ответ:

 

 

А8. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?

1) Государственный Совет

2) Государственная Дума

3) Высочайший Сенат

4) Святейший Синод

Ответ:

 

 

А9. «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было принято в

1) 1649 г.

2) 1645 г.

3) 1646 г.

4) 1647 г.

Ответ:

 

 

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю. Ф. Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.

«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».

1) Павел Петрович

2) Александр Павлович

3) Константин Павлович

4) Николай Павлович

Ответ:

 

 

А11. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):

1) Рязанское княжество;

2) Тверское княжество;

3) Суздальско-Нижегородское княжество;

4) Новгородская земля.

Ответ:

 

 

А12. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления

Петра I?

1) Государственный Совет;

2) Государственная Дума;

3) Верховный тайный Совет;

4) Сенат.

Ответ:

 

 

А13. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:

1) 1815 г.;    2) 1856 г.;    3) 1878 г.;   4) 1905 г.

 

А14. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, установленное судебником 1497 года, носило название:

1) пожилое

2) погост

3) отходничество

4) Юрьев день

Ответ:

 

 

А15. Титул «государя всея Руси» принял:

1) Иван Калита                    2) Василий II                 3) Василий Темный             4) Иван III

Ответ:

 

 

А16. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем

1) Ермака Тимофеевича

2) Семена Дежнева

3) Степана Разина

4) Витуса Беринга

Ответ:

 

 

А17. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:

1) Александр I;

2) Николай I;

3) Александр II;

4) Николай II.

Ответ:

 

 

А18. К истории Крымской войны относятся:

1) Синопская битва, оборона Севастополя;

2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;

3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;

4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.

Ответ:

 

 

А19. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:

1) процессу освобождения крестьян;

2) началу царствований российских императоров;

3) реформам государственного управления;

4) этапам промышленного переворота в России.

Ответ:

 

 

А20. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. в деревне Фили:

1) дать сражение у реки Березины;

2) вывести войска из Москвы без боя;

3) заключить мирное соглашение с Наполеоном;

4) дать сражение при Бородине.

 

21. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.

«…Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов… Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

1) Иван Третий

2) Дмитрий Донской

3) Дмитрий Пожарский

4) Юрий Долгорукий

Ответ:

 

 

 

Ответами к заданиям 22–34 является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

 

 

22. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) стояние на реке Угре

Б) Куликовская битва

В) Ледовое побоище

Г) Полтавская битва

Ответ :

       

 

23. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:

Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».

П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические  и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».

Ответ:________________________________________

 

24 Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ                 ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

А) М. М. Сперанский                                        1)  создание военных поселений

Б)  А.А. Аракчеев                                         2)  введение «золотого стандарта»

В)  А.Х. Бенкендорф                                    3) кодификация законов российской империи

Г)  С.Ю. Витте                                            4)  создание корпуса жандармов

5)  роспуск Учредительного собрания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

 

Ответ:

А Б В Г
       

 

25.  Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XIX в.

1) вольные хлебопашцы; 2) министерства; 3) декабристы;  4) третьеиюньский переворот; 5) земства; 6) временнообязанные крестьяне.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ:

 

 

26. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца событий и напишите название войны, о которой идет речь в при веденном документе:

«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».

Ответ: ___________________________________________

 

27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие Дата Участники (-и)
Крымская война _____________(А) П. С. Нахимов

В. А. Корнилов

Ледовое побоище ____________(Б) ______________(В)
______________(Г) 14 декабря 1825 г. К. Рылеев

П. Пестель

Бородинское сражение _____________(Д) ______________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1)      М. И. Кутузов, П. И. Багратион

2)      М. М. Сперанский

3)        1380 г.

4)        Стояние на реке Угре

5)      1853 – 1856 гг.

6)      Александр Невский

7)      Восстание декабристов

8)      7 с сентября 1812 г.

9)      1242 г.

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

 

28. .Прочтите отрывок из донесения военачальника

«Наполеон,  видя не удачу всех своих предприятий и все покушения его на левый наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, против коего,  собрав большие силы во множество колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была на кровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но, невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий…

Правый и левый фланги нашей армии сохранили прежнюю позицию; войска, в центре находящиеся под командованием генерала от инфантерии Милорадовича, заняли высоту, близ кургана лежащую, где, поставя сильные батареи, открыли ужасный огонь на неприятеля. Артиллерия наша, нанося ужасный вред неприятелю цельными выстрелами своими, принудила неприятельские батареи замолчать, после чего вся неприятельская кавалерия и пехота отступили…

Таким образом, войска наши, удержав почти все свои места, оставались на оных.

Сей день пробудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)      В начале сражения французская армия имела двукратное преимущество.

2)      Следствием сражения, которое описывается в документе, стало объединение 1-й и 2-й русских армий.

3)      В решающий момент сражения, которое описывается в документе, Наполеон не решился ввести в бой свои последние резервы.

4)      Автор документа восторгается храбростью русских солдат.

5)      Участниками сражения, которое описывается в документе, были будущие декабристы.

6)      Сражение произошло 22 июня 1812 г.

Ответ:

     

 

 

Рассмотрите схему и выполните задания 29–32.

 

 

29.  Напишите название государства, распад которого представлен на схеме

Ответ:_______________

 

30.  Напишите название столицы ханства, обозначенной на схеме цифрой «1»

Ответ:_______________

 

31. Напишите название ханства, территория которого на схеме обозначена цифрой «2»

Ответ:_______________

 

32. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным  на схеме, являются

верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, которыми они обозначены.

 

1)      Ханства, столицы которых обозначены на схеме цифрами «1» и «3», были присоединены к Русскому государству при Иване IV.

2)      Цифрой «4» на схеме обозначено место Куликовской битвы.

3)      Ханства, обозначенные на схеме цифрами «1» и»2», в первой половине XVI века совершали частые набеги на русские земли.

4)      К началу XVII в. все обозначенные на схеме ханства были завоеваны Россией.

5)      Русское государство после 1480 года продолжало платить дань государству, обозначенному на карте цифрой «5».

6)      Ханство обозначенное на карте цифрой «2», стало вассалом Османской империи.

 

Ответ:

     

 

Рассмотрите изображение и выполните задания 33 и 34.

 

33.  Какие суждения о данном изображении являются  верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.

1)      Представленное изображение исторического деятеля создано при его жизни.

2)      На изображении представлен автор «Повести временных лет»

3)      Автором, представленного на изображении портрета-реконструкции  является  М. М. Герасимов.

4)      Данное  изображение является  скульптурным портретом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

   

 

 

34. Какое из зданий, представленных ниже,  было построено в период деятельности исторического лица, представленного на изображении выше? В ответе напишите цифру, которой обозначено это здание.

 

 

Ответ:

 

 

Часть 2.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 35–37. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

 

35. Прочтите отрывок из исторического источника.

«В конце июля открылась первая сессия Комиссии о сочинении нового Уложения – свода законов. Подобные комиссии существовали и при Петре Великом, и позднее, но работа ни одной из них не сопровождалась таким громким пропагандистским шумом. Старые комиссии тихо собирались, вызывали для совещаний представителей с мест, переписывали, дополняли старые законы, обсуждали новые. Теперь всё было по другому. Свыше 570 нарядно – подчас весьма экзотично – одетых людей, приехавших со всех необъятных концов страны, представляли собой яркое зрелище: ведь со времён Земских соборов XVII века не собиралась вся «Земля», Россия. Великолепна бьша и сама красочная процедура открытия заседаний комиссии в освящённой традицией Грановитой палате, и многословный «Наказ» императрицы депутатам, где часто встречались гордые, высокие и даже крамольные по тем временам политические понятия: «равенство всех граждан», «вольность», «под защитой законов», «права» и т.д. Наконец, работа Комиссии шла в обстановке солидности и серьёзности, говоривших о намерении власти и депутатов преобразовать страну. И хотя сам «Наказ» был довольно посредственной компиляцией (преимущественно — из «Духа законов» Монтескье) о принципах желательного устройства государства, хотя пьшкие речи депутатов создавали лишь иллюзию парламентской свободы, а итоги их многомесячной работы были ничтожны, тем не менее, о Комиссии и её инициаторе,  заговорила вся страна, а потом и мир».

 

35. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в документе.  Укажите имя политического деятеля, являвшегося правителем страны в период, когда происходили эти события.  Укажите название периода истории России, когда этот политический деятель, правил государством.

 

36.   Основные идеи “Наказа” императрицы

 

37. Каков итог деятельности Комиссии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

 

38.    Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

 

39.      В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

40. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох.

Выберите из них ОДНОГО и выполните задание.

1)      Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) Уинстон Черчилль;  4) Н.С. Хрущёв.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века).

Укажите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику.

Характеристика каждого из направлений деятельности должна содержать основные факты, относящиеся к этим направлениям.

 

Система оценивания экзаменационной работы по истории.

Часть 1.

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемое слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1–22, 25–26, 29–31, 33–34 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 23, 24, 28, 32 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 балл; если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание 27 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 балла; допущено две-три ошибки – 1 балл; допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов.

 

 

№ задания ответ № задания ответ
1 3 18 1
2 4 19 2
3 4 20 2
4 2 21 2
5 2 22 вбаг
6 2 23 Екатерина вторая
7 3 24 А3 б1 в4 г2
8 1 25 4
9 1 26 Русско турецкая война 1877 – 1878 гг.
10 4 27 А5 б9 в6 г7 д8 е1
11 2 28 345
12 4 29 Золотая Орда
13 3 30 Сарай Бату
14 4 31 Крымское ханство
15 4 32 136
16 1 33 34
17 2 34 1

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Часть 2

 

Прочтите отрывок из исторического источника.

«В конце июля открылась первая сессия Комиссии о сочинении нового Уложения – свода законов. Подобные комиссии существовали и при Петре Великом, и позднее, но работа ни одной из них не сопровождалась таким громким пропагандистским шумом. Старые комиссии тихо собирались, вызывали для совещаний представителей с мест, переписывали, дополняли старые законы, обсуждали новые. Теперь всё было по другому. Свыше 570 нарядно – подчас весьма экзотично – одетых людей, приехавших со всех необъятных концов страны, представляли собой яркое зрелище: ведь со времён Земских соборов XVII века не собиралась вся «Земля», Россия. Великолепна бьша и сама красочная процедура открытия заседаний комиссии в освящённой традицией Грановитой палате, и многословный «Наказ» императрицы депутатам, где часто встречались гордые, высокие и даже крамольные по тем временам политические понятия: «равенство всех граждан», «вольность», «под защитой законов», «права» и т.д. Наконец, работа Комиссии шла в обстановке солидности и серьёзности, говоривших о намерении власти и депутатов преобразовать страну. И хотя сам «Наказ» был довольно посредственной компиляцией (преимущественно — из «Духа законов» Монтескье) о принципах желательного устройства государства, хотя пьшкие речи депутатов создавали лишь иллюзию парламентской свободы, а итоги их многомесячной работы были ничтожны, тем не менее о Комиссии и её инициаторе заговорила вся страна, а потом и мир».

 

35. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в документе.  Укажите имя политического деятеля, являвшегося правителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории России, когда этот политический деятель, правил государством.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

 

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)      Десятилетие – 1760

2)      Правитель -  Екатерина вторая

3)      «Дворцовые перевороты»

 
Правильно указано десятилетие, правитель, период 2
Правильно указаны любые два элемента 1
Правильно указан один любой элемент.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл 2

 

36.  Основные идеи “Наказа” императрицы

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие идеи:

  1. О России, самодержавном государе, государственной власти и управлении
  2. 2. О гражданах, их “вольностях” и отношении к законам
  3. О крепостных крестьянах

Могут быть указаны другие идеи «Наказ»

 
Правильно указаны три идеи 2
Правильно указаны две идеи 1
Правильно указано одна идея

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл 2

 

37. Каков итог деятельности Комиссии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Итог:

Новое уложение не выработано.

Причины

  1. Начавшаяся русско – турецкая война.
  2. разногласия среди депутатов по вопросу о крепостном праве и привилегий сословий
  3. полное бездействие комиссии

 

 
Правильно сформулирован итог, указаны две причины 2
Правильно сформулирован итог, указана одна причина 1
Только сформулирован итог.

ИЛИ Только указаны одна-две причины.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл 2

 

38. Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балл
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) расположение города на берегу реки облегчало его торговые связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были более удобными, чем сухопутные; 2) расположение на берегу реки (особенно высоком) делало город менее уязвимым для врагов в случае штурма;  3) город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными. Могут быть приведены другие объяснения  
Правильно приведены три объяснения 3
Правильно приведены два объяснения 2
Правильно приведено одно объяснение 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный ответ 3

 

39.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2)      …

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать аргументы:

1)      в подтверждение, например: – при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временнообязанного состояния крестьян);

– при Александре III постепенно менялась устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати); – в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян;

– в период правления Александра III начинало формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих);

– протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот; в 2 раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти; в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.);

– в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали;

 
2)      в опровержение, например:

– законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю недворян в их составе, сузив таким образом социальную базу земств;

– по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах  в городские думы и, таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие  с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период;

– изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр « о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд  быстрорастущей российской экономики в образованных специалистах;

– при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их  в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья;

– законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни.

Могут быть приведены другие аргументы.

 
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки 4
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки

3
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки 2
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

 

 

0
Максимальный 4

 

40. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох.

Выберите из них ОДНОГО и выполните задание.

1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века).

Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна включать основные факты, относящиеся к этим направлениям.

Укажите результаты его деятельности по каждому из названных Вами направлений.

В случае, когда факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям (К1–К3) выставляется 0 баллов).

 

К1 Критерии оценивания Баллы
  Время жизни исторического деятеля 1
Правильно указано время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века, точного указания дат жизни не требуется). ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но указанные даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля.

ИЛИ Правильно указан век; допущена неточность при указании одного из десятилетий века, когда жил исторический деятель (или дат жизни).

В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности

 

1
Указан только век, когда жил исторический деятель.

ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано

 

0
К2 Характеристика деятельности 3
  Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них

 

3
  Правильно указано только одно направление деятельности,  без фактических ошибок дана его характеристика; второе направление в явном виде не указано, но без фактических ошибок дана его характеристика.

ИЛИ Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допущена(-ы) фактическая(-ие) ошибка(-и), не приведшая(-ие) к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности, без фактических ошибок дана характеристика деятельности только одного из них

2
  Правильно указаны одно-два направления деятельности; дана характеристика одного направления, при этом допущена(-ы) фактическая(-ие) ошибка(-и), не приведшая(-ие) к существенному искажению смысла.

ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности.

ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности. Без фактических ошибок приведены только некоторые исторические факты, относящиеся к жизни или деятельности личности, которые не могут быть приняты в качестве характеристики, раскрывающей данное направление деятельности (перечень фактов не является достаточным для характеристики любого из указанных направлений деятельности)

1
  Направления деятельности в явном виде не указаны, дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности, при характеристике деятельности допущена(-ы) фактическая(-ие) ошибка(-и), не приведшая(-ие) к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны только направления деятельности.

ИЛИ Направления деятельности не указаны; приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности.

ИЛИ Основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа

 

0
К3 Указание результатов деятельности 2
  Без фактических ошибок приведены результаты деятельности по двум указанным направлениям 2
  Без фактических ошибок приведён(-ены) результат(-ы)  деятельности только по одному из указанных направлений.

ИЛИ Приведены результаты деятельности по двум указанным направлениям, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла

1
  Результаты деятельности не относятся к указанным направлениям.

ИЛИ Результаты деятельности даны в предельно обобщённых формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности.

ИЛИ Результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл.

ИЛИ Результаты деятельности не приведены

 

0
  Максимальный балл 6

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 59 Тип заданий
Часть1 34 40 67,8 С кратким ответом
Часть2 6 19 32,2 С развернутым ответом
итого 40 59 100  

 

Таблица перевода баллов ЕГЭ в оценки (пятибальная система) 2015 год Рособрнадзор. http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/ege-gia/ege_perevod_ballov.html#tablica_perevoda_ballov_ege

Предмет/

оценка

5 4 3 2
история От 70 59 – 69 30 – 58 0 – 29
обществознание От 61 48 – 60 34 – 47 0 – 33

 

Реклама

Добавить комментарий

Вы должны войти на сайт чтобы оставить комментарий.